Температура кипения жидкого азота составляет −195,75 °C. Вещество легко выделить из атмосферного воздуха, где оно содержится в огромных количествах. Его довольно просто хранить и транспортировать. Жидкий азот применяется для глубокой заморозки разных материалов и охлаждения оборудования, но не используется в бытовых и производственных холодильниках. И на то есть причины.
Специалисты компаний по производству промышленного холодильного оборудования отмечают, что жидкий азот не является эффективным хладагентом. Оптимально, если переход из газообразного в жидкое состояние происходит при небольших показателях давления и обычных температурах окружающей среды. Хороший фреон также должен иметь малую разность давлений конденсации и кипения. Жидкий азот этим требованиям не соответствует.
Критическая температура азота –146,95 °C, критическое давление 3,9 МПа. Тройная точка находится при –210,0 °C и давлении 125,03 гПа. Такие характеристики означают, что азот при комнатной температуре становится невозможно перевести в жидкость. А вот фреоны отлично подходят для работы в паровых холодильных машинах, т. е. осуществляющих отбор тепла за счет фазового перехода веществ с теплоемкостью.
Тот факт, что азот не используется в механических холодильных установках, не делает его бесполезным в плане охлаждения каких-либо объектов. Напротив, можно представить гипотетическую ситуацию, что компания обладает неограниченным запасом жидкого азота. В таком случае для криогенной консервации продукта не понадобится сложного оборудования с компрессорами и моторами. Достаточно будет простого погружения в жидкий азот. Однако, «хладагент» должен постоянно испаряться в атмосферу, а его расход довольно высок. Например, на заморозку 1 кг рыбы будет израсходовано около 2 кг жидкого азота.
На практике, чтобы получить 1 кг жидкого азота нужно потратить 645 кубов этого газа и 322,5 кВтч электроэнергии, что значительно хуже показателей типовых морозильных аппаратов.
Охлаждение жидким азотом является одним из новшеств в авторефрижераторах. Принцип работы инновационного решения, предложенного в Великобритании, выглядит следующим образом:
Технология тестируется и планируется к внедрению на своей родине в ближайшие годы.