Выбор в сторону фреонов при поиске подходящего варианта хладагента для охлаждающего оборудования объясняется наличием у них таких характеристик, как выраженная текучесть, нулевая растворимость в воде и возможность получения растворов на основе масел. Эффективность работы таких систем напрямую зависит от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.
Условия для нормальной эксплуатации
Учитывая физические и химические свойства фреонов, были выработаны основные требования к изготовлению фреонового охлаждающего оборудования:
- полная герметичность;
- защита от проникновения влаги внутрь системы;
- обеспечение непрерывности циркуляции рабочей смеси масла и фреона;
- наличие системы возвращения масла из испарителя в компрессор.
В ходе эксплуатации установки промышленного холода необходимо строго соблюдать инструкцию от производителя.
Преимущества фреонов
Причины перехода большинства производителей холодильного оборудования на фреоновые установки:
- Безопасность для человека и окружающей среды. Фреон намного удобнее аммиака в плане принятие мер предосторожности в ходе эксплуатации.
- Отличные термодинамические показатели. Это облегчает поиск оптимальной разновидности хладагента, с учетом запросов по показателям кипения и конденсации.
- Негорючесть. Оборудование на фреонах разрешается размещать рядом с системами отопления. При этом желательно не допускать прямого контакта хладагента с открытым пламенем, иначе в результате реакции есть риск выделения хлористого и фтористого водорода. Эти вещества способны вызывают сильные раздражения. В случае продолжения разложения в атмосферу выделяется ядовитый фосген.
Наибольшее распространение получили фреоны R12 и R22. Первый вариант хладагента используются в одноступенчатом оборудовании, имеющем температурный режим от -25 градусов.
Подходы к обеспечению подходящих условий
Варианты выполнения требований к фреоновым установкам:
- Герметичность. Для этого используются прокладочные материалы, изготовленные из маслостойкой резины или паронита. Все соединительные участки системы комплектуются специальные штуцеры.
- Защита от влаги. С целью предотвращения проникновения влаги во внутреннее пространство оборудования производители обычно заполняют его инертным газом. На стадии запуска системы осушают через продувку инертными потоками и вакуумируют. При реализации производственных задач рабочий хладагент постоянно осушается посредством специальных фильтров.
- Непрерывная циркуляция рабочей среды и возвращение масла в картер. Данную задачу выполняют особые испарители, снижающие концентрацию фреона в составе масла.
Классификация систем по типу подачи хладагента
Непрерывность перемещения смеси масла и фреона внутри охлаждающего оборудования обычно рассматривают в связи со схемой подачи хладагента:
- Верхняя. Такая схема делает удобной выполнение задачи по возврату масла в компрессор и нуждается в меньшем объеме заправляемого хладагента. Как следствие, гидростатический столб жидкости практически не влияет на эффективность теплопередачи, а фреон и масло перемещаются вниз гравитационным способом.
- Нижняя. Оборудование с нижней подачей фреона обладает более высоким коэффициентом теплопередачи и улучшенным распределением холодильного агента между параллельными блоками. Такой подход очень распространен при организации разветвленных насосно-циркуляционных охлаждающих сетей. Возвращение масла обеспечивают петли для гидравлического затвора, расположенные на линиях отсоса пара.
- Комбинированная. Здесь фреон перемещается внутри последовательно соединенных змеевиков попеременно то снизу вверх, то сверху вниз.
Комбинированные схемы встречаются реже всего. Как правило, это оборудование высокой температурой кипения.