Рабочий цикл, в котором эксплуатируются холодильные шкафы шоковой заморозки, характеризуется наличием низких температур до минус 40 градусов Цельсия. Такие условия работы создают определенные проблемы при сервисном обслуживании холодильников, работающих в режиме шоковой заморозки:
Решением проблем, возникающих при обслуживании установок шоковой заморозки, является выбор правильного смазочного материала. Необходимо помнить, что оборудование, используемое для замораживания, – не только технически сложный агрегат, но и тот, в котором происходит контакт с пищевой продукцией.
Смазочные материалы, применяемые для регулярного обслуживания оборудования шоковой заморозки, должны обладать рядом свойств:
Чаще всего применяют смазочные материалы, в которых в качестве основы применяется очищенное силиконовое масло, улучшенное специальным тефлоновым загустителем.
Смазки выпускаются в пластиковой таре либо в виде спреев, что позволяет подобрать удобный для работы вариант.
Помимо смазок, для обслуживания оборудования шоковой заморозки применяют редукторное масло. Оно также должно обладать всеми свойствами смазочных материалов, как и силиконовые смазки, но, помимо этого, иметь способность не образовывать твердые отложения.
Больше всего в обслуживании нуждаются подвижные части оборудования заморозки, такие как подшипники различного назначения: опорные и качения, зубчатые передачи.
Присутствуют в барабанах и барабанных установках бесконтактного типа. Они функционируют в рабочей низкотемпературной среде, отличающейся высокими нагрузками. Узлы, в которых они расположены, контактируют с пищевой продукцией.
Подшипники качения расположены в конвейере и конвейерных камерах воздушного типа. И хотя они не имеют прямого контакта с пищевой продукцией, но постоянно подвергаются высоким нагрузкам и воздействию низких температур.
Зубчатые передачи – подвижные элементы редуктора камеры шоковой заморозки. Они подвергаются постоянной высокой нагрузке и склонны к истиранию. Все это уменьшает срок службы оборудования. Поэтому они также нуждаются в регулярном смазывании.
Для сервисного обслуживания узлов оборудования шоковой заморозки рекомендуется использовать синтетическую смазку. Для опорных подшипников необходима смазка с пищевым допуском, а для подшипников качения турбин – без него.
Смазки с пищевым допуском – вещество с масляной базой (медицинское масло, белое минеральное или синтетическое, например, силиконовое). Основные достоинства смазочного материала – работоспособность в широком интервале температур и высокая устойчивость к кислой среде.
В качестве универсального загустителя в смазках данного типа применяется алюминиевое мыло. Оно наделяет смазки дополнительными важными свойствами: устойчивостью к плавлению и водным средам.
Для подшипников, которые контактируют с пищевой продукцией, можно рекомендовать синтетическая смазку российского производства EFELE SG-391. Помимо химической нейтральности и морозоустойчивости, она обладает пищевым допуском H1.
Для узлов, не имеющих контакта с продукцией, используют смазки на основе сульфоната кальция. Часто применяют российскую смазку EFELE SG-321. Она обладает высокой водостойкостью и несущей способностью.
Для обслуживания зубчатых передач применяют синтетические редукторные масла. В их составе имеется база – ПАО-масло плюс комплекс различных присадок, улучшающих свойства продукта.
Масла обладают повышенной морозостойкостью, термоустойчивостью и пищевой безопасностью.