Выгоды заморозки в сфере добычи и переработки рыбы были оценены очень давно. На российских предприятиях холодильные установки стали внедряться с 1888 г. Пионерами по освоению новых методов хранения выступали компании, изготавливающие мороженые морепродукты, рыбное филе, икру и консервы и только спустя несколько десятилетий морозильными аппаратами оснастили траулеры.
Холодильное оборудование на речных и морских судах делится на две категории:
На судах, имеющий климатически и географически неограниченный район плавания, также устанавливаются холодильные аппараты для кондиционирования воздуха.
Судовое исполнение оборудования обычно подразумевает следование следующим критериям:
Подобное оборудование для быстрой заморозки отличается качественной герметизацией узлов и улучшенной защитой от коррозии. Как преимущества рассматриваются энергоэффективность и простота обслуживания.
Контактная заморозка называется так потому, что она осуществляется при прямом контакте продукта с элементами испарителя. За счёт этого теплообмен происходит максимально интенсивно. На таком подходе основывается работа вертикальных и горизонтальных скороморозильных аппаратов, в последнем случае, правда, рыба кладётся в металлические лотки.
Оборудование для плиточной заморозки обладает усиленной рамой из нержавеющей или оцинкованной стали, комплектуется рукавами высокого давления, гидроцилиндрами и манипуляторами для быстрого извлечения блоков. Низкая температура и стабильное плиточное давление гарантируют получение однородных блоков, размеры которых производитель машины согласует с технологическими службами клиента. С гладкой поверхности блока легко удаляется случайный мусор, вторым её плюсом является низкая вероятность повреждения упаковочного материала.
Аппараты отличаются низким энергопотреблением и эргономичным дизайном. Высота установки, размеры и размещение плит принимаются такими, чтобы максимально облегчить погрузку и разгрузку. Производительность достигает 20 т в сутки.
Жидкий лёд способен обволакивать продукты любой формы, что повышает возможности теплообмена. Производится на месте из морской воды. Температура в -2, -3ºC исключает вероятность термических ожогов, а гелеобразная консистенция – повреждения покровов и мяса рыбы, ухудшение её товарного вида. Жидкий лёд легко транспортируется по трубам на расстояние до 150 м к месту его применения. Затраты электроэнергии сокращаются на 30-40% в сравнении с генерированием чешуйчатого и гранулированного льда.
Использование данного способа позволяет быстро усыпить выловленную рыбу и хранить её в превосходном состоянии до 20 суток. Проведённые в разных странах исследования подтверждают сохранение всех полезных веществ и исходной массы продукта.
Для охлаждения помещений используется промежуточный хладагент, рассол, который циркулирует по трубам вдоль стен или под потолком. Сам же он охлаждается при взаимодействии с испарителем в специальном резервуаре. Последний функционирует на промышленном хладагенте, разрешённом для применения в судоходстве.